Учет нуждающихся в жилых помещениях

Консультация юриста

ПревьюВ силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.


Требование истцаТребование истца

 Х. обратилась с иском к администрации муниципального образования «Город Н Московской области» о признании незаконным постановления от 23 января 2017г. о  снятии  ее семьи с  учета  граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий.

Решением Н-ого городского суда от 03 июля 2017г. Х. в иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 сентября 2017г. решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении иска.  

Выводы судаВыводы суда по делу

 Президиум указал на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права при рассмотрении данного дела.

 Судом установлено, что в 1992г. семья Х. в составе 3-х человек, проживающих в двухкомнатной квартире площадью 28,3 кв.м.,  поставлена на учет в администрации Ного района в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В указанной квартире на тот момент было зарегистрировано по месту жительства 6 человек, на каждого проживающего приходилось 4,7 кв.м. жилой площади, т.е. менее учетной нормы жилой площади, составлявшей 5 кв.м.  

В 1996г. администрацией Х. был разрешен обмен жилой площади, в результате которого в предоставленную по обмену трехкомнатную квартиру вселились и зарегистрировались по месту жительства истец Х. с супругом и дочерью.  По состоянию на 17 января 2017г. в этой квартире зарегистрированы помимо семьи Х. в составе 3-х человек, дочь Х.К.В., сын Х.Д.В., дочь Г.И.А. и  внук Г.М.А.

Постановлением администрации от 23 января 2017г. Х. снята
с жилищного учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, как обеспеченная общей площадью жилого помещения согласно установленной норме.

Отказывая Х. в  иске, суд исходил из того, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает Х. с составом семьи 7 человек, составляет 56,3 кв.м., т.е. на каждого проживающего приходится по 8,04 м общей площади квартиры, что более учетной нормы в Ном районе, установленной в размере 8 кв.м.  Поскольку семья Х. обеспечена жильем по соответствующим нормам, то утрачены основания для нахождения ее на жилищном учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Отменяя решение суда первой инстанции и  принимая по делу новое решение об удовлетворении  иска, суд апелляционной инстанции  исходил из того, что  изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Как указала судебная коллегия, в данном случае размер жилой площади квартиры в связи с обменом изменился, жилая площадь составляет 41,8 кв.м. и на каждого члена семьи приходится 5,9 кв.м., что в соответствии с действующим на момент постановки семьи Х. на учет нуждающихся законодательством не являлось основанием для снятия с учета.

По мнению коллегии, жилищные условия семьи Х. с момента постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях фактически не улучшились, а изменение органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с 5 кв.м. до 8 кв.м. не может служить основанием для снятия таких граждан с учета по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Указанные выводы коллегии президиум расценил, как  основанные на неправильном применении норм материального права -  п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 189-ФЗ от 29 декабря  2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 6 указанного выше ФЗ от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984г. №1728/24 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области.

Пунктом 9.1 данных Правил установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м.

Решением муниципального образования «Городское поселение Н Московской области» от 30 декабря 2008г. установлен размер учетной нормы площади жилого помещения, приходящийся на каждого нанимателя жилого помещения, и членов его семьи и дающий право для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, который составляет: для отдельных квартир - 8 кв.м. общей площади жилого помещения.

На момент вселения в 1996г. Х. с семьей в квартиру  общей площадью 56,3 кв.м.,  жилой - 41,8 кв.м.,  норма обеспеченности жилой площадью на одного  члена семьи составляла 5 кв.м. Размер жилой площади двух комнат 25,8 кв.м. в квартире, предоставленных по обмену Х. на состав семьи 4 человека, превышал 5 кв.м. и составлял 6,45 кв.м. на человека.

В настоящее время Х. является нанимателем трехкомнатной  квартиры и на каждого из 7 зарегистрированных по месту жительства в данной квартире лиц приходится по 5,9 кв.м. жилой площади, что более 5 кв.м., и по 8,04 кв.м.  общей площади квартиры, что более учетной нормы, равной 8 кв.м.

Таким образом, отпали основания для предоставления  Х. с семьей  жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем они  подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ.

То обстоятельство, что Х. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., т.е. до введения в действие Жилищного кодекса РФ, равно как и изменение учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не влияют на правильность принятого администрацией муниципального образования «Город Н Московской области» от 23 января 2017г. постановления о снятии Х. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку после произведенного в 1996г. обмена жилой площади семья Х. стала  обеспечена жилым помещением по соответствующим нормам, что в соответствии как с ранее действовавшим, так и с действующим в настоящий момент жилищным законодательством является основанием для снятия ее с жилищного учета.

Допущенные судебной коллегией существенные нарушения норм материального права явились основанием к отмене апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.

БЮЛЛЕТЕНЬ судебной практики Московского областного суда за первый квартал 2018 года

Источник: сайт Московского областного суда mosoblsud.ru



Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль в Instagram @lawpraktik


Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.