Признать недействительным договор страхования

Юрист

ПревьюО хищении полиса страхования и квитанции об оплате страховой премии ответчик сообщил в правоохранительные органы до наступления страхового случая.


Требование истцаТребование истца

В.Е.И. обратилась в суд с иском к ПАО Наименование организации» и просит взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 1 900 000 рублей, компенсацию  морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», расходы на проведение экспертизы в размере 6 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала о том, что 04 июля 2016 года между ПАО Наименование организации» и В.Е.И. был заключен договор добровольного страхования (Каско) транспортного средства Тойота, идентификационный номер VIN: ***.

11 мая 2017 года произошло страховое событие - дорожно-транспортное происшествие, наезд на препятствие с опрокидыванием автомобиля в кювет. В установленные сроки истец обратилась в страховую компанию, предоставила все необходимые документы.

16 июня 2017 года ответчик отказал в выплате страхового возмещения, сославшись на хищение страхового полиса. 05 июля 2017 года истец направила ответчику досудебную претензию, одновременно заявив об отказе от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика.

Просила произвести выплату в размере полной страховой суммы. Однако указанная просьба ответчиком удовлетворена не была. 

ПАО Наименование организации» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к В.Е.И. о признании договора страхования транспортного средства от 05 июля 2016 года (полис серия 4000 № **) недействительным.

В обоснование встречных исковых требований указало о том, что В.Е.И. обратилась в ПАО Наименование организации» с заявлением о выплате страхового возмещения на основании договора страхования транспортного средства от 05 июля 2016 года  (полис серия 4000 № **). Между тем, указанный договор страховщиком не заключался. Полис добровольного страхования и квитанция об оплате страховой премии выписаны неуполномоченным лицом. По факту хищения полиса страхования страховщик обратился в правоохранительные органы, в связи с чем возбуждено уголовное дело. Учитывая, что данный договор страховщиком не заключался, представленный полис страхования является недействительным.

Выводы судаВыводы суда по делу

ЗаконКакие нормы права
подлежат применению

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В силу п. 2 ст. 9 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю.

В соответствии со ст. ст. 929, 940 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов.

Согласно ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре. При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.

СудКакие правовые позиции ВС РФ
подлежат применению

В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» разъяснено, что заключение договора страхования от имени страховщика страховым агентом или иным лицом, превысившим полномочия, указанные в доверенности, выданной страховщиком, не является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, если данный договор в установленном порядке не признан недействительным (статья 166 ГК РФ). Если страхователь при заключении договора добровольного страхования имущества знал о том, что страховой агент или иное лицо выходит за пределы ограничений, установленных страховщиком, сделка по требованию страховщика может быть признана судом недействительной в силу статьи 174 ГК РФ.

В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В соответствии со ст. 174 ГК РФ, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором или положением о филиале или представительстве юридического лица либо полномочия действующего от имени юридического лица без доверенности органа юридического лица ограничены учредительными документами юридического лица или иными регулирующими его деятельность документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или такой орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об этих ограничениях.

Сделка, совершенная представителем или действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица, может быть признана судом недействительной по иску представляемого или по иску юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, по иску, предъявленному в их интересах иным лицом или иным органом, если другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для представляемого или для юридического лица либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа юридического лица и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам юридического лица.

СобытиеФактические обстоятельства
по делу

Как установлено судом и следует из материалов дела, В.Е.И. является собственником транспортного средства Тойота, государственный регистрационный знак ***.

11.05.2017 транспортное средство истца получило механические повреждения вследствие ДТП (наезда на препятствие с опрокидыванием в кювет).

В исковом заявлении истец указывает, что транспортное средство было застраховано по полису добровольного страхования транспортных средств серии 4000 N ** от 05.07.2016 в ПАО СК «Наименование Компании» на срок с 05.07.2016 по 04.07.2017, страховая премия составляет 186 200 руб., страховая сумма по риску "ущерб + хищение" составляет 1 900 000 руб.

26.05.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая, предоставив необходимые документы.

Письмом от 16.06.2017 ПАО СК «Наименование Компании» отказало истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на отсутствие правовых оснований для ее выплаты.

Из объяснений представителя ответчика следует, что бланк полиса строгой отчетности серии 4000 N ** был похищен, оплата по договору от истца в ПАО СК «Наименование Компании» не поступала, договор страхования и квитанция от имени ПАО СК «Наименование Компании» подписаны от имени неизвестного страховщику лица – Д.С.В., однако доверенность на осуществление таких действий страховщиком последнему никогда не выдалась, агентский либо трудовой договоры с последним страховщик также не заключал.

Согласно представленным ПАО СК «Наименование Компании» документам, 17.08.2016 ПАО СК «Наименование Компании» обратилось в УМВД России по Красногорскому району Московской области с заявлением о краже значительного количества бланков строгой отчетности (БСО) в том числе серии 4000 N ** (КУСП-**).

Постановлением дознавателя УУП Красногорского отдела полиции района УМВД России по Красногорскому району Московской области от 19.08.2016 ПАО СК «Наименование Компании» отказано в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

18.11.2016 ПАО СК «Наименование Компании» повторно обратилось в УМВД России по Красногорскому району Московской области с заявлением о краже значительного количества бланков строгой отчетности (БСО), в том числе серии 4000 N **, бланка квитанции о получении страховой премии серии 7060№134445 (КУСП-**).

Постановлением дознавателя ОД УМВД России по Красногорскому району Московской области от 15.12.2016 по вышеуказанному заявлению ПАО СК «Наименование Компании» возбуждено уголовное дело N 51108 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ.

Постановлением дознавателя ОД УМВД России по Красногорскому району Московской области от 15.12.2016 ПАО СК «Наименование Компании» признано потерпевшим по уголовному делу N 51108.

Судом установлено, что Д.С.В., подписавший спорный договор страхования от имени страховщика ПАО СК «Наименование Компании», доверенности на осуществление таких действий не имел, как не имел агентского либо трудового договора, подтверждающих легитимность совершаемых им действий.

При заключении договора полномочия агента, выдавшего полис страхования, истец не проверил.

Договор страхования был заключен истцом не в офисе ПАО «Наименование Компании Н.», а в квартире.

При таком положении оснований полагать, что полномочия лица, заключающего от имени ПАО «Наименование Компании Н.» договор страхования, были очевидны из окружающей обстановки, у суда не имелось. С учетом обстоятельств дела и представленных доказательств истец при должной степени внимательности и осмотрительности, которая обычно требуется от участников гражданских правоотношений при осуществлении гражданских прав, должен был убедиться в наличии у агента полномочий на заключение с ним договора страхования.

О хищении полиса страхования и квитанции об оплате страховой премии ответчик сообщил в правоохранительные органы до наступления страхового случая. Информация об утрате бланков была размещена на официальном сайте страховщика также до рассматриваемого события.

В этой связи, учитывая, что совокупность доказательств указывает на отсутствие между сторонами договорных отношений и обязательств, связанных с добровольным страхованием, суд пришел к выводу о том, что полис добровольного страхования транспортных средств серии 4000 N ** от 05.07.2016 является недействительным, страховщик ПАО СК «Наименование Компании» не может быть привлечен к исполнению договорных обязательств по недействительному договору страхования, возникшему на основании полиса, похищенного у ответчика и не выдававшегося ответчиком истцу, в связи с чем  исковые требования В.Е.И. признал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, встречный иск ПАО СК «Наименование Компании» удовлетворил.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции коллегия не находит.

ПротивДоводы
апелляционной жалобы

Доводы апелляционной жалобы о том, что все необходимые для заключения договора страхования документы были переданы представителю страховщика в офисе страховой компании в г. Красногорске, полис страхования был доставлен по месту жительства истца, по факту хищения полисов страхования осужден сотрудник страховой компании, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку ПАО СК «Наименование Компании» не приобрело прав и обязанностей по указанной сделке, требования к ее письменной форме в связи с отсутствием полномочий у подписанта нарушены, денежные средства в счет оплаты страховой премии в ПАО СК «Наименование Компании» не поступили. ПАО СК «Наименование Компании» 17.08.2016, то есть до даты страхового события (11.05.2017)  обратилось в правоохранительные органы по факту утраты, в том числе спорного полиса страхования. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что встречный иск подлежит удовлетворению, тогда как в первоначальном иске надлежит отказать.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.

Судом фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.

Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Источник: Единый портал судов общей юрисдикции г. Москвы


Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.