Конструктивная гибель

Юрист

ПревьюКонструктивная гибель – причинение ТС таких повреждений, при которых его ремонт оказывается экономически нецелесообразным (стоимость восстановительного ремонта равна или превышает 75 % действительности стоимости застрахованного ТС на момент заключения договора страхования, если иное не предусмотрено договором).



Требование истцаТребование истца

Б. обратилась в *** районный суд г. N с названным иском, указав, что в сентябре 2009 г. на ФАД М5 «Урал» произошло дорожно-транспортное происшествие с участием а/м «ВАЗ» под управлением водителя К., совершившего столкновение с а/м «Т» под управлением водителя Д.

В результате указанного ДТП а/м «Т» получила значительные механические повреждения и, не имея возможности самостоятельно передвигаться, была эвакуирована с места ДТП. Вышеуказанное происшествие произошло при следующих обстоятельствах: водитель К., управляя а/м «ВАЗ», совершил выезд на полосу встречного движения, связанный с поворотом налево, в результате чего произвел столкновение с а/м «Т» под управлением водителя Д.

Для выяснения обстоятельств произошедшего ДТП на место происшествия выезжал инспектор ОГИБДД ОВД по *** р-ну л-т милиции, который установил, что данное столкновение транспортных средств произошло по причине нарушения требований ПДД РФ водителем К. С вмененными нарушениями ПДД РФ водитель К. был согласен. Административный материал им обжалован не был и вступил в законную силу.

Следует отметить, что ею как собственником ТС «Т», в октябре 2008 года был заключен договор добровольного страхования транспортных средств в страховой компании ООО «Наименование Компании Р.», что подтверждается полисом страхования, без учета износа. Страховая сумма по данному договору составила 650.500 рублей, что является действительной стоимостью автомобиля. Выгодоприобретателем по договору является ООО «Наименование Компании Б.», согласно п. 2 полиса страхования. Страховая премия была уплачена в полном объеме единовременно. Водитель Б. является водителем, допущенным к управлению транспортным средством, о чем свидетельствует п. 5 договора страхования.

После ДТП она обратилась в ООО «Наименование Компании Р.» с заявлением о выплате страхового возмещения. Событие от сентября 2009 г. было признано страховым случаем. Ответчиком был произведен осмотр транспортного средства, а затем выплачена сумма страхового возмещения в размере 311.003,15 руб. Указанная сумма страхового возмещения была перечислена на ее лицевой счёт, открытый на её имя в ООО «Наименование Компании Б.». Не согласившись с размером выплаченного страхового возмещения, она обратилась в ООО «Наименование Компании Э.» для проведения независимой экспертизы по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства «Т». В октябре 2009 г. было подготовлено экспертное заключение, согласно которому стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства «Т», без учета амортизационного износа, составила 420.082,92 руб.

Полис удостоверяет факт заключения договора страхования на основании и в соответствии с Правилами добровольного страхования транспортных средств № *** от 28.06.2006 г. При определении стоимости восстановительного ремонта экспертом ООО «Наименование Компании Э.» были учтены затраты, необходимые для оплаты ремонтных работ. Количество нормо-часов использовалось на основании нормативов завода изготовителя. Стоимость запасных частей принималась по данным торгующих организаций и является среднерыночной по *** области.

Таким образом, в данном заключении учтены все расходы на ремонт автомобиля, которые страховщик обязан возместить согласно правилам и договору страхования. Поскольку страховщик произвел только часть страховой выплаты, она считает, что ее право на полное возмещение ущерба, определенное гражданским законодательством, договором страхования и Правилами страхования, было нарушено. Следовательно, страховщик обязан доплатить сумму страхового возмещения в размере: 420.082,92-311.003,15 = 109.079.77 руб. Кроме того, ей были понесены необходимые расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, выразившиеся в сборе документов, составлении иска, представления интересов доверителя в судебном процессе. Данную сумму она требует к возмещению. На основании вышеизложенного просит суд, взыскать с ответчика ООО «Наименование Компании Р.» на л/счёт, открытый на ее имя в ООО «Наименование Компании Б.», следующие денежные суммы: недоплаченное страховое возмещение – 109.079,77 рублей, расходы за проведения независимой экспертизы – 3.000 рублей, расходы по оплате госпошлины – 2.691 рублей, расходы по оформлению доверенности - 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя – 10.000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Б. –Е., действующий на основании доверенности, уточнил и уменьшил исковые требования, просив взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 65.000 руб., расходы на проведение независимой экспертизы в размере 3.000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 3.000 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 500 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1.900 руб.

Выводы судаВыводы суда по делу

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930).

Согласно п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

СобытиеФактические обстоятельства
по делу

В судебном заседании установлено, что в октябре 2008 г. между Б. и ООО «Наименование Компании Р.» заключен договор добровольного страхования транспортного средства – «Т», на страховую сумму 650.500 рублей, на период с октября 2008 г. по октябрь 2009 г., в подтверждение чего страхователю Б. был выдан страховой полис. Согласно данному договору выгодоприобретателем по страхованию транспортного средства является ООО «Наименование Компании Б.». Страхователю Б. автомобиль «Т», принадлежит на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о регистрации. Водитель Д. указан в полисе как лицо, допущенное к управлению транспортным средством.

Также установлено, что в сентябре 2009 г. на ФАД М5 «Урал» произошло дорожно-транспортное происшествие с участием а/м «ВАЗ», под управлением водителя К., совершившего столкновение с а/м «Т» под управлением водителя Д. В результате указанного ДТП а/м «Т» получила значительные механические повреждения, что подтверждается копией справки об участии в дорожно-транспортном происшествии от *сентября 2009 г. Вышеуказанное происшествие произошло при следующих обстоятельствах: водитель К., управляя а/м «ВАЗ», совершил выезд на полосу встречного движения, связанный с поворотом налево, в результате чего произвел столкновение с а/м «Т», под управлением водителя Д. Для выяснения обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия на место происшествия выезжал инспектор ОГИБДД ОВД по *** р-ну л-т милиции, который установил, что данное столкновение транспортных средств произошло по причине нарушения требований ПДД РФ водителем К. С вмененными нарушениями ПДД РФ водитель К. был согласен.

В сентябре 2009 г. Б. обратилась в ООО «Наименование Компании Р.» с заявлением о факте наступления страхового события. В сентябре 2009 г. экспертом ООО «Наименование Компании А.» был произведен осмотр транспортного средства, о чем был составлен акт осмотра транспортного средства от *сентября 2009 г.

Событие от *сентября 2009 г. было признано страховым случаем. Экспертом ООО «Наименование Компании А.» произведен расчет стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, которая составила 311.003,15 руб. Указанная сумма была выплачена Б., что подтверждается актом о страховом случае.

Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле, и подтверждаются имеющимися в материалах гражданского дела документами.

Согласно отчету ООО «Наименование Компании Э.» от *октября 2009 г., проведенному по заявлению Б., стоимость объекта оценки с учетом износа составляет 393.472,70 руб., без учета износа составляет 420.082,92 руб.

Учитывая, что ответчик ООО «Наименование Компании Р.» доказательств, опровергающих правильность произведенного ООО «Наименование Компании Э.» отчета от *октября 2009 г. не представил, от проведении экспертизы отказался, суд полагает возможным при определении стоимости восстановительного ремонта автомобиля «Т», принять расчет стоимости восстановительного ремонта, выполненные ООО «Наименование Компании Э.». При этом, суд принимает во внимание, что при определении стоимости восстановительного ремонта экспертом ООО «Наименование Компании Э.» были учтены затраты, необходимые для оплаты ремонтных работ. Количество нормо-часов использовалось на основании нормативов завода изготовителя. Стоимость запасных частей принималась по данным торгующих организаций и является среднерыночной по *** области. Таким образом, в данном заключении учтены все расходы на ремонт автомобиля, которые страховщик обязан возместить согласно правилам и договору страхования.

В соответствии с п. 77 Правил добровольного страхования транспортных средств и спецтехники № *** по риску «Ущерб», в случае полной фактической гибели или конструктивной гибели застрахованного транспортного средства, размер страховой выплаты определяется исходя из страховой суммы, установленной в договоре страхования, за вычетом в указанной последовательности:

а) амортизационного износа застрахованного ТС за период действия договора страхования, в соответствии с п. 75 «а» настоящих правил;

б) безусловной франшизы, установленной договором страхования;

в) ранее произведенных выплат по риску «Ущерб» (при агрегатном страховании);

г) стоимости годных остатков ТС, если договором страхования не установлено иное.

Конструктивная гибель – причинение ТС таких повреждений, при которых его ремонт оказывается экономически нецелесообразным (стоимость восстановительного ремонта равна или превышает 75 % действительности стоимости застрахованного ТС на момент заключения договора страхования, если иное не предусмотрено договором).

Таким образом, с учетом выплаченной страховщиком стоимости восстановительного ремонта в размере 311.003,15 руб., и отказа истца от части исковых требований в размере 44.079,77 руб., с ООО «Наименование Компании Р.» в пользу Б. в возмещение ущерба, связанного со стоимостью восстановительного ремонта автомобиля «Т», поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия, подлежит взысканию сумма в размере 65.000 руб.

Учитывая, что транспортное средство Б. - «Т», в настоящий момент находится в залоге у ООО «Наименование Компании Б.», что подтверждается договором о залоге имущества от *октября 2008 г., считаю возможным взыскиваемую сумму страхового возмещения перечислить на лицевой счет, открытый на имя Б. в ООО «Наименование Компании Б.»



Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.