Не подключение противоугонной системы при страховании по КАСКО

ПревьюРазрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что не установлен умысел страхователя в наступлении страхового случая, само по себе не подключение противоугонной системы не отнесено законом к основаниям, освобождающим страховщика от выплаты страхового возмещения, в связи с чем суд пришел к выводу о необоснованном применении ответчиком безусловной франшизы в размере 50% от страховой суммы.


Требование истцаТребование истца

К. обратился в суд с иском к ОАО «Наименование Компании» о взыскании страхового возмещения в размере... рублей, неустойки в размере.. рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере.. за каждый день просрочки с 12.05.2015 года по дату вынесения судом решения, компенсации морального вреда в размере.. рублей, расходов по аренде автомобиля в размере.. рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000.. рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере.. рублей, штрафа в размере 50% от присужденной суммы.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 14.10.2013 года между ним и ОАО «Наименование Компании» был заключен договор страхования средств наземного транспорта по риску Каско на сумму.. рублей в отношении автомобиля марки "..", гос. номер. В период времени с 23 час. 50 мин. 02.10.2014 года по 12 час. 00 мин. 03.10.2014 года неустановленное лицо, находясь у дома 23 по ул... г..., тайно похитило припаркованный по вышеуказанному адресу автомобиль марки "..", гос. номер.., принадлежащий К. на праве собственности. 29.12.2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, а 16.03.2015 года с распорядительным письмом от выгодоприобретателя АО «Наименование Компании» о порядке выплаты страхового возмещения.

Ответчик выплатил истцу страховое возмещение в размере.. рублей. 19.05.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о пересмотре страховой суммы и доплате оставшейся части страхового возмещения в размере.. рублей, результатом рассмотрения которого стал отказ в удовлетворении требований истца.

Выводы судаВыводы суда по делу

СобытиеФактические обстоятельства
по делу

Как установлено судом первой инстанции, 14.10.2013 года между К. и ОАО «Наименование Компании» был заключен договор страхования средства наземного транспорта - автомобиля марки "..", гос. номер.., в связи с чем истцу был выдан страховой полис N.. на период с 14.10.2013 года по 13.10.2014 года. Страховая сумма была определена сторонами в размере.. рублей, исходя из которой К. была уплачена страховая премия в размере.. рублей. Выгодоприобретателем по рискам "Хищение или ущерб на условиях полная гибель ТС" был установлен ЗАО «Наименование Компании».

В период времени с 23 час. 50 мин. 02.10.2014 года по 12 час. 00 мин. 03.10.2014 года неустановленное лицо, находясь у дома 23 по ул... г..., тайно похитило припаркованный по вышеуказанному адресу автомобиль марки "..", гос. номер.., принадлежащий К. на праве собственности.

На основании постановления следователя СУ МУ МВД России "Балашихинское" капитана юстиции Ч.М.А. от 16.12.2014 года предварительное следствие по уголовному делу N***  по заявлению К. от 06.10.2014 года было приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

29.12.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, результатом рассмотрения которого стало уведомление, направленное ответчиком в адрес АО «Наименование Компании», в котором ответчик поставил в известность АО «Наименование Компании», что К. обратился к ответчику с заявлением на выплату страхового возмещения, в связи с чем ОАО «Наименование Компании» просило направить в их адрес распоряжение о порядке перечисления денежных средств.

16.03.2015 года истцом в адрес ответчика направлено распорядительное письмо АО «Наименование Компании» от 16.03.2015 года, а также заявление с просьбой о перечислении страхового возмещения по убытку N.. на счет истца в АО «Наименование Компании» N...

Результатом рассмотрения данных заявлений стала выплата страхового возмещения 12.05.2015 года в размере.. рублей, что подтверждается выпиской по счету N.. за период с 10.05.2015 года по 16.05.2015 года.

19.05.2015 г. истец направил ответчику обращение, в котором просил произвести доплату страхового возмещения в размере.. рублей, результатом рассмотрения которого стал отказ в удовлетворении требований истца.

В ходе судебного заседания в суде первой инстанции представитель ответчика пояснил, что при урегулировании страхового случая ОАО «Наименование Компании» была применена безусловная франшиза в размере 50% от страховой суммы в соответствии с условиями Правил страхования средств наземного транспорта в случае хищения застрахованного ТС при наличии требования страховщика по установке на ТС, подлежащее страхованию, противоугонной системы. В обоснование применения вышеуказанной франшизы истцом представлен ответ на запрос ответчика в ООО "Геолайф Эшелон", согласно которому: клиент К. находился на обслуживании по договору N 24966 от 14.10.2011 года и был отключен от обслуживания 13.10.2013 года за нарушение условий договора (об оплате).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что не установлен умысел страхователя в наступлении страхового случая, само по себе не подключение противоугонной системы не отнесено законом к основаниям, освобождающим страховщика от выплаты страхового возмещения, в связи с чем суд пришел к выводу о необоснованном применении ответчиком безусловной франшизы в размере 50% от страховой суммы.

Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченной части страхового возмещения в размере 450 000 рублей.

Поскольку ответчик своевременно не выплатил истцу страховое возмещение, суд также пришел к выводу о необходимости взыскания с ОАО «Наименование Компании» в пользу К. неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», за период с 12.05.2015 года по 06.04.2016 года в размере.. рублей.

Исходя из частичного удовлетворения исковых требований, суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере.. рублей, а также в соответствии со ст. 103 ГПК РФ о необходимости взыскания с ответчика в доход бюджета города Москвы недоплаченной истцом государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере...

В указанной части решение суда не обжалуется.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании неустойки, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с 12.05.2015 года по 06.04.2016 года, поскольку за указанный период в пользу истца была взыскана неустойка в порядке п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

С учетом причиненных истцу нравственных страданий, а также принципов разумности и справедливости, руководствуясь положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере.. рублей.

Установив, что ответчик не выполнил своевременно обязанность по выплате страхового возмещения в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», исходя из суммы страхового возмещения, выплаченного с нарушением установленного соглашением срока, снизив его размер в соответствии со ст. 333 ГК РФ до.. рублей.

Также, исходя из частичного удовлетворения исковых требований, суд пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 100 ГПК РФ расходов по оплату услуг представителя в разумных пределах в размере.. рублей.

При этом судом было отказано в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика в его пользу расходов по аренде автомобиля в размере.. рублей, поскольку заключение истцом договора аренды автомобиля не находится в причинно-следственной связи с наступившим страховым случаем, в связи с чем не может быть признано способом восстановления нарушенного права истца.

При рассмотрении настоящего дела в суде второй инстанции, судебная коллегия сочла необходимым отметить, что в апелляционной жалобе представитель истца ссылался на то, что судом необоснованно и неправомерно был снижен размер подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца штрафа, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» штраф за нарушение прав истца как потребителя подлежал взысканию в размере 50% от суммы присужденной судом.

Судебная коллегия не согласилась с указанными доводами, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, при этом отметила следующее.

ЗаконКакие нормы права
подлежат применению

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ именно законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение ст. 35 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 263-О).

Оценив соразмерность предъявленной к взысканию суммы штрафа последствиям неисполнения обязательств, учитывая заявление представителя ответчика о применении ст. 333 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что ответственность является чрезмерно высокой.

Судебная коллегия приняла внимание на то обстоятельство, что степень несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.

Коллегия отклонила доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ ввиду того, что неустойка начисляется на сумму страховой премии, в то время как проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются на общую сумму денежного обязательства, поскольку истец просил взыскать неустойку и проценты за пользование чужими денежными средствами за один и тот же период, что фактически является двойной ответственностью.

Суд второй инстанции счел необоснованными доводы апелляционной жалобы представителя истца о необоснованном отказе суда удовлетворить требования истца о взыскании расходов по аренде автомобиля, так как указанные доводы не являются основанием для отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Судебная коллегия отклонила доводы апелляционной жалобы о необоснованном снижении судом размера компенсации морального вреда до 5 000 рублей, что не соответствует характеру нравственных и физических страданий истца, поскольку они направлены на иную оценку доказательств по делу и переоценку выводов суда.

Также судебная коллегия сочла несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необоснованном снижении размера подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя, поскольку размер указанных расходов определен судом в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела, объема проделанной представителем истца работы и его участия в судебных заседаниях по настоящему делу.

Таким образом, судебная коллегия в полной мере согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.

Выражая несогласие с вынесенными по делу судебными актами, заявитель указывает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, что по его мнению привело к вынесению незаконного решения.

Однако приведенные доводы заявителя не могут послужить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку направлены на оспаривание выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Судом, при рассмотрении дела по существу, верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.

В силу ч. 2 ст. 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Доводы кассационной жалобы о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.

Оспариваемые заявителем судебные акты являются законными и обоснованными, постановлены в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно. Выводы судебных инстанций не вступают в противоречие с нормами закона, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных решений по делу по доводам жалобы.

Источник: Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы mos-gorsud.ru



Судебная практика по взысканию процентов по ст.395 ГК РФ

Выплата страхового возмещения не является ценой страховой услуги, поэтому на сумму страхового возмещения при задержке ее выплаты не может начисляться неустойка, предусмотренная пунктом 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2013 года дело №11-42219/2013

Страховое возмещение является денежным обязательством, за несвоевременное исполнение которого применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК РФ.

Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2013 года дело № 11-42045

Нарушение сроков выплаты страхового возмещения в пределах страховой суммы представляет собой нарушение исполнения страховщиком денежного обязательства перед страхователем, за которое статьей 395 ГК РФ предусмотрена ответственность в виде уплаты процентов, начисляемых на сумму подлежащего выплате страхового возмещения.

Апелляционное определение Московского городского суда 28 апреля 2014 года гр.д.№33-15239

Нарушение сроков выплаты страхового возмещения в пределах страховой суммы представляет собой нарушение исполнения страховщиком денежного обязательства перед страхователем.

Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2013 года гр. дело №11-41234/2013

Обязательство страховщика по выплате страхового возмещения возникает из договора страхования и не является ответственностью за убытки, причиненные в результате страхового случая. После вступления договора страхования в силу у страховщика возникает собственное обязательство выплатить при наступлении страхового случая определенную денежную сумму в порядке, на условиях и в сроки, которые указаны в договоре.

Апелляционное определение Московского городского суда от 16 января 2014 года дело № 33-669

Верховный Суд Российской Федерации указал, что у судов отсутствовали основания для одновременного взыскания предусмотренной Законом о защите прав потребителей неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Определение Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. N 24-КГ16-12

Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте vk.com/lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.