Водитель не вписан в страховой полис

Юрист

ПревьюВ выплате страхового возмещения истцы было отказано, поскольку водитель не вписан в страховой полис в качестве водителя, на данный автомобиль имеется лицензия такси


Требование истцаТребование истца

Д.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к СПАО «Наименование Компании Н.», мотивируя свои требования тем, что дата между сторонами был заключен договор индивидуального страхования по полису «Премиум», вид страхования «Каско», автомобиля Хендай Солярис, г.р.з.НОМЕР, со сроком действия до дата.

Страховая премия в размере сумма была оплачена истцом при заключении договора. дата в результате ДТП застрахованному автомобилю были причинены многочисленные механические повреждения. дата истец передал ответчику полный пакт документов по страховому случаю, предоставил для осмотра автомобиль. дата в выплате страхового возмещения истцы было отказано, поскольку водитель не вписан в страховой полис в качестве водителя, на данный автомобиль имеется лицензия такси.

Истец, полагает данный отказ незаконным, доказательств использования автомобиля в качестве такси, ответчиком не представлено. Поскольку стоимость восстановительного ремонта автомобиля превышает 75% от его стоимости, произошла полная гибель автомобиля, в связи с чем, в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора страхования, страховая сумма по риску «полная гибель» за автомашину составляет сумма

С учетом сделанных в ходе судебного разбирательства уточнений, просит взыскать с СПАО «Наименование Компании Н.» в его пользу страховое возмещение в размере сумма, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере сумма, штраф в размере сумма, компенсацию морального вреда в размере сумма

СПАО «Наименование Компании Н.» обратилось в суд с исковым заявлением к фио о признании договора страхования КАСКО №АА ** от дата, заключенного между СПАО «Наименование Компании Н.» и фио недействительным, взыскать с фио госпошлину, мотивируя свои требования тем, что из содержания полиса страхования следует, что застрахованный автомобиль Хендай Солярис, г.р.з.НОМЕР, не используется для коммерческой перевозки пассажиров или для доставки товаров (продуктов) из интернет-магазинов (ресторанов, кафе), о чем указано в тексте полиса договора страхования, поскольку  использование транспортного средства в качестве такси существенно увеличивает риск наступления страхового случая.

По данным официального сервиса «Официальный сайт Мэра Москвы» в отношении автомобиля Хендай Соляри, г.р.з. НОМЕР, было выдано разрешение на использование указанного транспортного средства в качестве такси. Разрешение на использование автомобиля в качестве такси было дата, то есть до момента заключения договора страхования. СПАО «Наименование Компании Н.» полагает, что цель использования страхуемого транспортного средства, о которой фио не сообщил страховщику в момент заключения договору, в силу условий договора страхования, является существенным обстоятельством, имеющим значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков, а равно основанием для определения страховщиком возможности заключения договора страхования, степени принимаемого на страхование риска, установление страхового тарифа страховой премии, включении в договор иных условий.

Указанные дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании первой инстанции представитель фио заявленные фио исковые требования поддержал, в удовлетворении иска СПАО «Наименование Компании Н.» просил отказать.

Представитель СПАО «Наименование Компании Н.» в удовлетворении исковых требований фио просил отказать, на удовлетворении исковых требований СПАО «Наименование Компании Н.» настаивал.

Судом постановлено вышеизложенное решение, об   отмене   которого  по  доводам  апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на то, что  у суда не имелось оснований для отказа  в удовлетворении требований  по первоначальному иску, так как нет доказательств того, что транспортное средство использовалось в качестве такси.

Выводы судаВыводы суда по делу

СобытиеФактические обстоятельства
по делу

Судом установлено и следует из материалов дела, что дата между СПАО «Наименование Компании Н.» (страховщик) и фио (страхователь) был заключен договор страхования в отношении транспортного средства Хендай Солярис, г.р.з. НОМЕР, сроком действия с дата по дата, на страховую сумму в размере сумма, в подтверждение чего страховщик выдал страхователю полис «премиум» серии АА номер **

В соответствии с условиями заключенного между сторонами договора, отраженными в бланке полиса страхования, к управлению транспортным средством допущен только страхователь фио, застрахованное транспортное средство не используется для коммерческой перевозки пассажиров или для доставки товаров (продуктов) из интернет-магазинов (ресторанов, кафе).

Страховая премия в размере сумма выплачена фио при заключении договора страхования, что подтверждается квитанцией от дата.

дата произошло ДТП, в результате которого автомобилю Хендай Солярис, г.р.з.НОМЕР, были причинены многочисленные механические повреждения.

Из определения об отказе в возбуждении уголовного дела от дата следует, что в момент ДТП, автомобилем Хендай Солярис, г.р.з.НОМЕР, управлял фио оглы.

дата фио обратился в СПАО «Наименование Компании Н.» с заявлением о выплате страхового возмещения, передав полный пакет по страховому случаю и предоставив автомобиль для осмотра.

Письмом от дата СПАО «Наименование Компании Н.» в выплате страхового возмещения фио было отказано, поскольку автомобиль используется для осуществления коммерческой деятельности по перевозке пассажиров, при том, что страховщик о целях использования транспортного средства уведомлен не был, а также в связи с тем, что водитель фио не был допущен к управлению транспортным средством по условиям договора страхования.

При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», ст.929 п.1, 942, 943 п.3, 944 п.1, п.3, 959, 963 п.1, 179, 167 ГК РФ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно данным официального сервиса «Официальный сайт Мэра Москвы», дата в отношении автомобиля Хендай Солярис, г.р.з.НОМЕР, было выдано разрешение на использование указанного транспортного средства в качестве такси. Как указал суд в решении, договор страхования между СПАО «Наименование Компании Н.» и фио заключен на условиях, содержащихся в его тексте, а также в соответствии с Правилами страхования транспортных средств от дата, являющихся неотъемлемой частью договора страхования, и являющихся обязательными для сторон договора в силу положений ст. 943 ГК РФ.

При заключении договора страхователь своей подписью в полисе подтвердил, что он получил Правила Страхования, приложения к договору страхования, ему предоставлен соответствующий выбор страхового покрытия, и что он самостоятельно выбирает указанный в полисе страхования вариант покрытия с имеющимися ограничениями и условиями за соответствующую плату (страховую премию).

При этом суд, в том числе руководствовался пунктом 9 ст.21.1 Правил страхования, которым предусмотрено, что не является страховым случаем и не подлежит возмещению повреждение транспортного средства, если страхователь, выгодоприобретатель или водитель осуществлял коммерческую (с целью получения дохода) деятельность по перевозке третьих лиц в качестве пассажиров; а ст. 18 которых предусмотрено, что страховщик обеспечивает страховую защиту по договору страхования от рисков, в том числе ДТП при управлении ТС лицами, допущенными к управлению. При этом ст.9 Правил страхования установлено, что страхователь – физическое лицо вправе заключить договора страхования на условиях ограниченного использования транспортного средствами водителями, перечень или критерии определения которых страхователь заявляет при заключении договора либо заблаговременно (до наступления страхового случая) в период его действия. В таком случае при заключении договора страхования перечень или критерии определения водителей указываются в договоре страхования (полисе). При этом и в самом полисе отражено, что транспортное средство не используется для коммерческой перевозки пассажиров или доставки товаров (продуктов) из интернет-магазинов (ресторанов, кафе).

Рассматривая дело и придя к выводу о необоснованности заявленных требований, суд не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований фио, и полагал необходимым удовлетворить исковые требования СПАО «Наименование Компании Н.», приняв во внимание, что стороны были вправе при заключении договора страхования, определить в условиях договора страхования конкретные риски, при наступлении которых выплачивается страховое возмещение, а также ограничения страхового покрытия, с чем фиоФ, согласился, заключив договор на тех условиях, что страховым случаем не является ущерб, причиненный автомашине при использовании ее в качестве такси. фио, как указал суд, на протяжении всего периода действия договора каких-либо заявлений об изменении договора в адрес страховщика не направлял, какого-либо соглашения между сторонами об использовании автомобиля в качестве такси не заключалось, после заключения договора страхования, об условиях которого относительно использования автомобиля в качестве такси он был уведомлен, передал ТС иному лицу, о чем страховщика в известность не поставил.

При этом доводы представителя фио  о том, что автомобиль не был оборудован атрибутами такси, фио оплачивал административные штрафы за движение по выделенной для маршрутных транспортных средств полосе, суд отклонил указав, что они не влияют на выводы суда об использовании транспортного средства в качестве такси, поскольку в момент ДТП за рулем автомобиля находился не фио, а фио, что свидетельствует о том, что фио не использовал автомобиль для личных целей.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

На основании ст. 9 Закона РФ от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности.

Таким образом, обязанность страховщика выплатить страховое возмещение возникает при наступлении предусмотренного в договоре и согласованного сторонами события - страхового случая.

Так, из апелляционной жалобы  представителя истца следует, что при вынесения решения суд первой инстанции не обоснованно не согласился с позицией фио о том, что его транспортное средство не использовалось в качестве такси. А наличие лицензии не свидетельствует о том, что транспортное средство в действительности использовалось в качестве такси.

Судебная коллегия отмечает, что ответчиком СПАО «Наименование Компании Н.»  не представлено достоверных и объективных доказательств, подтверждающих использование фио застрахованного транспортного средства в качестве такси в период действия договора страхования и наступления страхового случая, в связи с чем коллегия приходит к выводу о том, что у страховщика СПАО «Наименование Компании Н.» отсутствовали законные основания для отказа фио в выплате страхового возмещения.

ЗаконКакие нормы права
подлежат применению

В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно ч.1 ст. 179 ГК РФ Сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

2. Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.

Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.

3. Сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

4. Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, применяются последствия недействительности сделки, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. Кроме того, убытки, причиненные потерпевшему, возмещаются ему другой стороной. Риск случайной гибели предмета сделки несет другая сторона сделки.

СудКакие правовые позиции ВС РФ
подлежат применению

Согласно пункту 99 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка под влиянием обмана, совершенного как стороной такой сделки, так и третьим лицом, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (пункт 2 статьи 179 ГК РФ). Обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (пункт 2 статьи 179 ГК РФ).

Таким образом, по смыслу статей 179, 432 ГК РФ обман при совершении сделки является основанием для признания ее недействительной только тогда, когда возникает в отношении обстоятельства, являющегося существенным для стороны при принятии решения о совершении соответствующей сделки, и при отсутствии обмана заинтересованное лицо оспариваемую сделку не заключило бы.

Что касается встречных требований СПАО «Наименование Компании Н.» о признании договора страхования недействительным, то коллегия отмечает, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент заключения договора страхования страхователь фио имел намерение использовать предмет страхования – автомобиль марки «Хендай Солярис», г.р.з. НОМЕР в качестве такси, однако скрыл свое намерение от страховщика, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции законных оснований при рассмотрении дела, для признания договора страхования недействительным.

Настаивая на своих возражениях на первоначальный иск, ответчик СПАО «Наименование Компании Н.»  указывал на то, что необходимо учитывать, что на застрахованный автомобиль выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси фио № 110277 сроком действия с дата по дата, при том, что в полисе не имеется указаний на то, что транспортное средство используется в качестве такси.

Судебная коллегия не может принять во внимание названный довод возражений, который основан на ошибочном толковании закона, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку названные доводы не свидетельствуют о том, что застрахованный автомобиль использовался в период действия договора страхования и в момент наступления страхового случая в качестве такси.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы фио об отмене состоявшегося решения, постольку судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшегося решения  с вынесением нового о частичном удовлетворении требований фио

Так, как следует из материалов дела,  страховая сумма и страховая стоимость автомобиля истца составляет сумма Поскольку стоимость восстановительного ремонта автомобиля превышает 75% от его стоимости, произошла полная гибель автомобиля, коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора страхования, страховая сумма по риску «полная гибель» за автомашину составляет сумма

В соответствии со ст.395 ГК РФ истцом заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с дата по дата в сумме сумма В обоснование указал, что дата был передан полный пакет документов в страховую компанию по данному случаю, то есть по правилам КАСКО  при конструктивной гибели автомобиля, СПАО «Наименование Компании Н.»  обязано в 15 дней выплатить страховое возмещение  с момента оформления необходимых документов. Поскольку страховая компания не выплатила страховое возмещение  на дату подачу иска дата, истец просил взыскать данную сумму с ответчика. В последствии со стороны истца были уточнены требования по периоду, истец просил взыскать проценты на дату вынесения судебного решения – дата. Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца проценты в соответствии со ст.395 ГК РФ за период с дата по дата в размере сумма и за период с дата по дата в размере сумма, всего  сумма

Поскольку коллегия пришла к выводу о нарушении со стороны ответчика прав истца как потребителя, в пользу истца фио подлежит взысканию компенсация морального вреда в силу ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере сумма, кроме того в силу ст.13 п.6 Закона РФ «О защите прав потребителей» в пользу истца подлежит взысканию с ответчика штраф в размере  сумма ( сумма + сумма (моральный вред)). В удовлетворении остальной части иска фио к СПАО «Наименование Компании Н.», а также иска СПАО «Наименование Компании Н.» к фио , надлежит отказать.

Поскольку коллегия пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении иска фио в части требований, то со СПАО «Наименование Компании Н.» в доход бюджета адрес коллегия взыскивает госпошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со ст.98, 103 ГПК РФ в размере сумма

Оснований для удовлетворения иска СПАО «Наименование Компании Н.» к фио о признании недействительным договора страхования -  не имеется.

Источник: Единый портал судов общей юрисдикции г. Москвы


Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.