Гидроудар - совершил наезд на неподвижный предмет лужу

ПревьюВзыскание страхового возмещения по КАСКО по страховому случаю гидроудар. Автомобиль, принадлежащий страховщику совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие -лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем


Требование истцаТребование истца

ФИО Истца обратилась в суд с иском к ЗАО СК «наименование организации» в лице Самарского филиала о взыскании страхового возмещения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком заключен договор комплексного страхования транспортных средств на основании полиса №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ, а именно а/м <данные изъяты>.

Срок действия договора с 23.05.2009 г. по 22.05.2013 г.

Страховая сумма была определена в размере 500 000 руб.

21.03.2010 г. в 23 часов 00 минут по адресу: <адрес> произошло ДТП, в котором а/м <данные изъяты> под управлением водителя ФИО1 в результате наезда на лужу получила механические повреждения: гидроудар двигателя автомобиля.

24.03.2010 г. ФИО Истца обратилась к ответчику с заявлением о произошедшем страховом событии по риску «Ущерб» с приложением пакета документов, необходимых для производства страховой выплаты.

26.04.2010 г. ответчик отказал ей в выплате страхового возмещения

Считая отказ незаконным, ФИО Истца просила взыскать с ЗАО СК «наименование организации» в её пользу страховое возмещение в сумме 269 518 руб., расходы по оценке ущерба в сумме 5 050 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб., расходы по оплате нотариальных услуг по оформлению доверенности представителю в сумме 600 руб. и возврат госпошлины в размере 7 027 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ЗАО СК «Наименование Компании Н.» ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Выводы судаВыводы суда по делу

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

ЗаконКакие нормы права
подлежат применению

В соответствии с п.1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случая его неясности устанавливаются путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычай делового оборота, последующее поведение сторон.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО Истца и с ЗАО СК «наименование организации» заключен договор комплексного страхования транспортных средств на основании полиса №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ Застрахован а/м <данные изъяты> по риску КАСКО «Угон», «Ущерб». Срок действия договора с 23.05.2009 г. по 22.05.2013 г.

21.03.2010 г. в 23 часов 00 минут по адресу: <адрес> произошло ДТП, в котором а/м <данные изъяты>, принадлежащая истцу, под управлением водителя ФИО1, в результате наезда на лужу получила механические повреждения: гидроудар двигателя автомобиля, что подтверждается административным материалом ОГИБДД УВД <данные изъяты>.

24.03.2010 г. страхователь обратился к ответчику с заявлением б/н о произошедшем страховом событии по риску «Ущерб» с приложением пакета документов, необходимых для производства страховой выплаты.

26.04.2010 г. страховщик отказал ФИО Истца в выплате страхового возмещения, ссылаясь на то, что произошедшее событие не является страховым случаем, поскольку истцом было нарушено методическое руководство по эксплуатации автомобилей «<данные изъяты>». Данное обстоятельство подпадает под п. 3.5.7 Правил страхования, в соответствии с которыми «Страховщик не возмещает ущерб, возникший в результате нарушения страхователем или лицом, допущенным к управлению транспортным средством правил технической эксплуатации транспортного средства, установленного заводом изготовителем, а также в результате эксплуатации транспортного средства при наличии неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Согласно заключения специализированного предприятия ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта а/м <данные изъяты> составила 269 518 руб. За проведение оценки ущерба истцом оплачено 5 050 руб.

Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании с ответчика страхового возмещении в размере 269 518 руб., судом дана правильная критическая оценка доводу о том, что рассматриваемое событие не является страховым случаем.

В соответствии с п. 3.1 Правил страхования средств наземного транспорта, утвержденных ЗАО СК «наименование организации», страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненный вследствие этого события ущерб.

Согласно п. 3.2.1 Правил страхования «Ущерб - повреждение или полная гибель транспортного средства в результате столкновения с другим транспортным средством, наезда (удара) на движущиеся или неподвижные предметы (сооружения, препятствия, животных и др.), опрокидывания, затопления, короткого замыкания электротока, боя стекол камнями и иными предметами.

Суд пришёл к правильному выводу, что в данном случае материалами дела подтверждается тот факт, что а/м <данные изъяты>, принадлежащий страховщику совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие -лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем.

Так же судом обоснованно принято во внимание, что методическое руководства по эксплуатации автомобилей «<данные изъяты>» таких требований к эксплуатации ТС не содержит.

В связи с чем, суд обоснованно удовлетворил требования ФИО Истца о взыскании страхового возмещения.

В связи с тем, что в страховом полисе указан способ перечисления страхового возмещения- на расчётный счёт истца в ООО «<данные изъяты>», судебная коллегия, полагает необходимым дополнить решение суда указанием на необходимость перечисления страхового возмещения в ООО «<данные изъяты>».

Суд обоснованно в силу ст. 15 ГК РФ разрешил вопрос о возмещении убытков и взыскал с ответчика в пользу истца в счёт возмещения расходов по оценке ущерба в размере 5 050 руб.

Так же судом правильно разрешены вопросы с судебными издержками и с учётом требований ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, с ответчика взыскано в пользу истца в счёт возмещения расходов, понесеных истцом по уплате госпошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 5 945 руб. 67 коп., расходы по оплате нотариальных услуг по оформлению доверенности представителю в сумме 600 руб., а также расходы на оплату услуг представителя, которые суд, исходя из принципов разумности и справедливости, сложности дела правильно возместил в размере 4 500 руб.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по мотивам, перечисленным выше.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.


Судебная практика по гидроудару

Суд при разрешении требований страхователя верно сослался на положения ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяющей понятие такого основания для страховой выплаты как дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором причинен материальный ущерб, что и имело место (автомобиль находился в движении по дороге и в сложившейся дорожной обстановке ему был причинен ущерб).

Проанализировав представленные доказательства, суд признает их допустимыми и приходит к выводу, что попадание воды в двигатель было вызвано природным явлением - ливнем, а не возникло вследствие виновных действий водителя, поскольку постепенное затопление автомобиля водой происходило в момент его стоянки на автодороге. Допустимых доказательств обратного, ответчиком не представлено.

Тот факт, что ущерб транспортному средству был причинен в результате дорожно-транспортного происшествия - т.е. события, возникшего в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором повреждены транспортные средства. (п. 1.2.ПДД), подтверждается материалами административного дела, показаниями инспектора ГИБДД., в связи с чем Правила страхования в данном случае не применимы и данное событие ДТП является страховым случаем.

В соответствии с п.1.2 ПДД РФ «дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором…повреждены транспортные средства… либо причинен иной материальный ущерб. Согласно Приложению 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел о Перечне видов дорожно-транспортных происшествий и их определении, к ДТП относятся не только те конкретные виды ДТП, которые указаны в Перечне, но иной вид ДТП как происшествия, не относящиеся к перечисленным в Перечне видам. То есть указанный Перечень видов ДТП не является исчерпывающим.

Суд посчитал, что умысел либо грубая неосторожность в действиях страхователя отсутствовали: ДТП произошло на дороге общего пользования; страхователь двигался в плотном потоке машин с небольшой скоростью; изначально глубина лужи позволяла ее преодолеть, с учетом технических характеристик автомобиля; попадание воды из лужи в воздухозаборные патрубки, а затем – в двигатель автомобиля – произошло вследствие резкого пребывания воды, с учетом рельефа местности на месте ДТП и не своевременного стока поверхностных вод в дождеприемные решетки, а также создания «волны» встречным транспортом.

Гидроудар – это удар поршня о сжатую в цилиндре двигателя жидкость (бензин, охлаждающую жидкость, масло воду), попавшую в него нештатно в количестве, превышающем объем камеры сгорания. Не квалифицированный водитель может и не обнаружить произошедший гидроудар, поскольку двигатель способен продолжать свою работу еще какое-то время без явных признаков неисправности. Следовательно, умысел на эксплуатацию технически не исправного ТС у страхователя отсутствовал, нарушений Правил страхования в ее действиях не усматривается.

Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте vk.com/lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.