Гидроудар - перечень видов дтп не является исчерпывающим

Юрист

ПревьюСтраховой случай гидроудар. К ДТП относятся не только те конкретные виды ДТП, которые указаны в Перечне, но иной вид ДТП как происшествия, не относящиеся к перечисленным в Перечне видам. То есть указанный Перечень видов ДТП не является исчерпывающим.


Требование истцаТребование истца

Истец ФИО И.В.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование своих требований указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ООО «Страховое общество «наименование организации» был заключен договор добровольного страхования автомашины Форд Фокус государственный регистрационный знак №.

В период действия договора страхования, ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 45 мин. истец на принадлежащим ему автомобиле Форд Фокус проезжал по дороге в <адрес> вблизи <адрес> часть дороги частично была покрыта водой, однако автомобили свободно по ней проезжали. Когда истец проезжал по залитому водой участку дороги, двигатель его автомобиля заглох. Попытки завести машину не дали положительных результатов, и истец был вынужден вызвать эвакуатор для своего автомобиля. В автосервисе, в который обратился истец за выяснением причин неисправности, истцу сообщили, что двигатель автомобиля вышел из строя из-за гидроудара.

Поскольку истцом был заключен договор КАСКО с ответчиком, истец обратился к страховщику за выплатой страхового возмещения, однако ответчик отказал истцу в выплате со ссылкой на нарушение истцом правил эксплуатации транспортного средства.

Истец понес расходы на ремонт своего автомобиля в связи с произошедшими событиями ДД.ММ.ГГГГ, стоимость ремонтных работ составила 131 950,00 руб.

В исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 131 950,00 руб., расходы по оплате госпошлины 3 839,00 руб.

Представитель истца., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования истца, просил удовлетворить иск в полном объеме. Указал, что имевшее место быть событие ДД.ММ.ГГГГ было оформлено сотрудниками ГИБДД как дорожно-транспортное происшествие с участием застрахованного автомобиля истца, произошло оно в процессе движения автомобиля истца по дороге. Никаких нарушений правил эксплуатации застрахованного автомобиля истцом не допущено, поэтому у страховщика не имелось оснований для отказа в выплате страхового возмещения.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считая их необоснованными, просила отказать истцу в удовлетворении его исковых требований, доводы своей позиции изложила в приобщенном к материалам дела отзыве (л.д.47-48). В обоснование своих возражений указала, что страховщик правомерно отказал истцу в выплате страхового возмещения, руководствуясь при этом положениями Правил, утвержденных руководителем страховщика и зарегистрированных Федеральной службой страхового надзора РФ. Ссылалась на п.4.4.5 Правил, в соответствии с которым не покрывается ущерб, вызванный поломкой, отказом, выходом из строя деталей, узлов и агрегатов застрахованного транспортного средства в результате его эксплуатации. В соответствии с п.4.5.7 Правил события, произошедшие в результате нарушения страхователем или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, указанным в договоре страхования, правил эксплуатации транспортных средств, не покрываются страхованием. В обоснование своих доводов представитель ответчика представила также заключение специалиста ООО «Агентство «Эксперт-Информ» (л.д.49-51), согласно которому причиной поломки автомобиля истца явилось попадание воды в двигатель автомобиля в результате попытки преодолеть водную преграду (лужу), глубина которой превышает критическую величину, равную высоте расположения воздухозаборника от опорной поверхности.

Выводы судаВыводы суда по делу

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО И.В.И. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

ЗаконКакие нормы права
подлежат применению

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу ч.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно ч.1 ст.929 Гражданского процессуального кодекса РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). В силу ч.2 ст.929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы в том числе риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества.

В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

В силу ст.943 Гражданского кодекса РФ 1. Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

2. Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

3. При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.

4. Страхователь (выгодоприобретатель) вправе ссылаться в защиту своих интересов на правила страхования соответствующего вида, на которые имеется ссылка в договоре страхования (страховом полисе), даже если эти правила в силу настоящей статьи для него необязательны.

Взаимоотношения страховщика и страхователя регулируются Правилами страхования средств наземного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила), утвержденными И.о.Генерального директора ООО «Страховое общество «наименование организации» (л.д.57), действующими на момент заключения договора между сторонами.

В силу прямого указания в законе, в частности п.2 ст.943 Гражданского кодекса РФ в данном случае для сторон условия, содержащиеся в правилах страхования средств наземного транспорта, являются обязательными.

Согласно ст. 963 Гражданского кодекса РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 настоящей статьи (вред жизни и здоровью, смерть застрахованного лица). Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

Статьей 964 Гражданского кодекса РФ предусмотрены конкретные основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения (ядерный взрыв, военные действия, гражданская война) при условии, если законом или договором страхования не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Согласно п.4.1. вышеназванных Правил страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страхованием покрываются предусмотренные договором страхования свершившиеся события (страховые случаи), с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному или выгодоприобретателю (п.4.2 Правил).

Страховыми рисками, на случай наступления которых проводится страхование, является повреждение транспортного средства, в том числе в результате дорожно-транспортного происшествия (п.4.3.1 Правил).

Дорожно-транспортное происшествие по настоящим Правилам соответствует правилам дорожного движения, включая затопление при формировании ледовых переправ и движении по пересеченной местности специально предназначенных для этого транспортных средств (п.4.3.1.1. Правил).

В соответствии с п.1.2 ПДД РФ «дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором…повреждены транспортные средства… либо причинен иной материальный ущерб.

Согласно Приложению 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел о Перечне видов дорожно-транспортных происшествий и их определении, к ДТП относятся не только те конкретные виды ДТП, которые указаны в Перечне, но иной вид ДТП как происшествия, не относящиеся к перечисленным в Перечне видам. То есть указанный Перечень видов ДТП не является исчерпывающим.

Из рапорта сотрудника ГИБДД следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 45 мин. произошло ДТП, водитель автомобиля Форд не обеспечил постоянный контроль за движением и допустил наезд в лужу по адресу: <адрес> (л.д.41).

Такая же информация содержится в сведениях о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП (л.д.43).

Из справки об участии в ДТП также следует, что водитель ФИО И.В.И. нарушил п.10.1 ПДД РФ, а именно скорость движения его автомобиля не соответствовала конкретным условиям, указанный автомобиль получил в ДТП повреждения в виде гидроудара двигателя автомобиля (л.д.8).

Консультативным заключением специалиста ООО «Агенство «Эксперт-Информ» подтверждается, что отказ двигателя автомобиля Форд Фокус произошел вследствие того, что в него попала вода через воздушный фильтр, а это, в свою очередь, вызвало так называемый гидроудар, при котором бы погнут шатун поршня 2-го цилиндра. Причиной попадания воды в двигатель является попытка преодолеть водную преграду (лужу), глубина которой превышает критическую величину, равную высоте расположения воздухозаборника от опорной поверхности, либо движение через эту водную преграду с такой скоростью, при которой образующаяся перед автомобилем волна достает до воздухозаборника.

Таким образом, суд приходит к однозначному выводу, что имел место страховой случай, предусмотренный п.4.3 Правил страхования средств наземного транспорта, в виде повреждения застрахованного автомобиля (его частей) в результате непредвиденного для страхователя события, произошедшего в период действия договора страхования, в результате ДТП.

Действительно, согласно п.4.5.7 вышеназванных Правил, к событиям, которые не покрываются страхованием, относятся также: нарушение страхователем или лицом, допущенным к управлению ТС, указанным в договоре страхования, правил эксплуатации транспортных средств, в том числе: использования технически неисправного ТС, нарушения правил пожарной безопасности, правил перевозки и хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ и предметов, требований безопасности при перевозке грузов (согласно Правилам дорожного движения).

Согласно п.4.4.5 Правил не покрывается ущерб, вызванный, в том числе, поломкой, отказом, выходом из строя деталей, узлов и агрегатов застрахованного ТС.

К доводу представителя ответчика, ссылавшейся на п. 4.5.7 и п.4.4.5 Правил страхования суд относится критически, поскольку, во-первых, законом не предусмотрены указанные в Правилах основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.

Во-вторых, ответчиком не доказан факт нарушения истцом правил эксплуатации застрахованного автомобиля. В судебном заседании обозревался подлинник руководства по эксплуатации, приобретенного истцом автомобиля. В данном руководстве содержится информация о правильной эксплуатации автомобиля, при этом ограничений, запрещений, предостережений по проезду луж, свидетельствующих о нарушении истцом правил эксплуатации автомобиля, в данном руководстве по эксплуатации не содержится.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что в результате произошедшего события, имевшего место быть ДД.ММ.ГГГГ, наступил страховой случай, поэтому суд полагает, что заявленные в иске требования истца являются обоснованными и правомерными, следовательно, требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно разделу 13 Правил страхования размер страховой выплаты при наступлении страхового случая определяется согласно условиям договора по каждому объекту страхования. При повреждении ТС в размере фактической стоимости восстановления, подтвержденной документально, включая, по дополнительному согласованию со страховщиком: - расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановления; - расходы на оплату работ по ремонту; - расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта…; другие расходы по согласованию со страховщиком (п.13.4 Правил).

СобытиеФактические обстоятельства
по делу

Как установлено судом, автомобиль истца отремонтирован, что подтверждается актом о выполнении работ, оказании услуг № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), договором наряд-заказа на работы № (л.д.21), товарным чеком № (л.д.22). Стоимость ремонтных работ и запасных частей составила 131 950,00 руб.

При этом, судом также установлено, что условием страхования явилась выплата без учета износа и страховая сумма является неагрегатной, т.е. на каждый страховой случай (л.д.17).


Судебная практика по гидроудару

Суд при разрешении требований страхователя верно сослался на положения ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяющей понятие такого основания для страховой выплаты как дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором причинен материальный ущерб, что и имело место (автомобиль находился в движении по дороге и в сложившейся дорожной обстановке ему был причинен ущерб).

Проанализировав представленные доказательства, суд признает их допустимыми и приходит к выводу, что попадание воды в двигатель было вызвано природным явлением - ливнем, а не возникло вследствие виновных действий водителя, поскольку постепенное затопление автомобиля водой происходило в момент его стоянки на автодороге. Допустимых доказательств обратного, ответчиком не представлено.

Тот факт, что ущерб транспортному средству был причинен в результате дорожно-транспортного происшествия - т.е. события, возникшего в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором повреждены транспортные средства. (п. 1.2.ПДД), подтверждается материалами административного дела, показаниями инспектора ГИБДД., в связи с чем Правила страхования в данном случае не применимы и данное событие ДТП является страховым случаем.

Суд пришёл к правильному выводу, что материалами дела подтверждается тот факт, что автомобиль, принадлежащий страховщику совершил наезд на неподвижный предмет, препятствие -лужу, а соответственно произошедшее событие является страховым случаем.

Суд посчитал, что умысел либо грубая неосторожность в действиях страхователя отсутствовали: ДТП произошло на дороге общего пользования; страхователь двигался в плотном потоке машин с небольшой скоростью; изначально глубина лужи позволяла ее преодолеть, с учетом технических характеристик автомобиля; попадание воды из лужи в воздухозаборные патрубки, а затем – в двигатель автомобиля – произошло вследствие резкого пребывания воды, с учетом рельефа местности на месте ДТП и не своевременного стока поверхностных вод в дождеприемные решетки, а также создания «волны» встречным транспортом.

Гидроудар – это удар поршня о сжатую в цилиндре двигателя жидкость (бензин, охлаждающую жидкость, масло воду), попавшую в него нештатно в количестве, превышающем объем камеры сгорания. Не квалифицированный водитель может и не обнаружить произошедший гидроудар, поскольку двигатель способен продолжать свою работу еще какое-то время без явных признаков неисправности. Следовательно, умысел на эксплуатацию технически не исправного ТС у страхователя отсутствовал, нарушений Правил страхования в ее действиях не усматривается.

Судебную практику для статьи анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.